Продажа акций Додо Пиццы

5 марта 2021
Материалы для статьи брались в том числе из открытых источников, а именно с сайтов https://sila-uma.ru и https://www.flickr.com/photos/silauma/

История компании

Публичная история началась в 2006 году с сайта "Сила ума" https://sila-uma.ru на котором 25-летний сыктывкарский предприниматель Фёдор Овчинников делился опытом открытия и управления книжно-канцелярским магазином с одноимённым названием "Сила ума".

Фёдор на сайте публиковал планы развития, выручку, доходы и расходы, делился удачами и потерями, обсуждал проблемы. Сайт превратился в реалити-шоу, только по-настоящему и без понарошек.

Некоторые статьи с сайта Сила Ума в 2006 году:
О том, как я создал модель своего бизнеса в программе Excel
Где взять деньги?
Что нужно знать, когда Вы снимаете помещение.
Почему 6 этаж?
Книга за лучший прогноз

Магазин "Сила ума" в 2008 году в г. Ухта (Республика Коми




Книжная тема постепенно развивалась и эфолюционировала. Рассказявая о результатах за 2009 год, Фёдор делится:
---------------
4 апреля апреля мы запустили книжно-канцелярский супермаркет площадью 540 кв.метров, который дал нам необходимый денежный поток (2,5–5 млн. в месяц) и прибыль (500–700 тыс. в месяц). Мы получили возможность обслуживать кредит ВТБ, который был взят для покупки складского помещения.

Итак, у нас было недостроенное помещение, которое надо было срочно превращать в работающий канцелярский дискаунтер и совершенно не было лишних денег. Времени не было. В середине июля начинался “школьный сезон”, когда продажи канцелярских товаров резко взлетают вверх. Нам просто нельзя было терять этот сезон.
---------------

Нахлынувшие проблемы и недопонимание между партнёрами заставляет предпринимателя задуматься и весной 2010 года Фёдор принимает решение выйти из книжного дела, продав осенью оставшуюся долю в книжной компании.

Своим будущим делом Овчинников выбирают тему общественного питания и в конце 2010 года направляется в Санкт-Петербург, где устраивается работать в сети Макдональдс, Сбарро, Теремок, Папа-Джонс.


Изучив процессы и технологии, Фёдор возвращается в родной Сыктывкар и уже в марте 2011 в блоге "Сила ума" показывает логотип будущей сети "Додо Пицца":


Первую пиццерию Фёдор открыл в полуподвальном помещении и за начальные 11 дней работы - с 23 апреля по 3 мая выручка составила 94 тыс. рублей (8,6 тыс. рублей в день).


В том же году Додо Пицца внедряет собственную учётную систему "Додо ИС":


Испульс к известности Фёдора дала книга Максима Костина "И ботаники делают бизнес", посвящённая деятельности сыктывкарского предпринимателя.


Кроме того, в мае 2011 вышел выпуск Бизнес Секретов с участием Фёдора Овчинникова:
https://www.youtube.com/watch?v=cLtQHtS2W8k

Постепенно появляется втора, третья пиццерии, а в адрес создателя начинают поступать предложения о партнёрстве для развития внешних пиццерий под крылом и в стандартах Додо. Так появляются первые франчайзи, а сеть становится франшизой. Владимир Горецкий из Калуги, Дмитрий Троян из Самары, Евгений Тимощенко из Ульяновска - одни из первых франчайзей Доды.

Стоит отметить, что основатель, работники и франчайзинговые партнёры преимущественно молодые люди до 35-ти с амбициями и энергией. Додо улучшает корпоративные стандарты, следит за их выполнением, ищет новые точки роста и оптимизации. Интерес к сети растёт.

Самарская пиццерия в 2016 году:



Привлечение инвестиций

Развитие сети подпитывается не только собственными средствами, но и привлекаются займы. Так, 16 февраля 2012 года был заключен договор с первым частным инвестором о получении 5 млн рублей в обмен на 5% от управляющей компании (УК - получает чистую прибыль от собственных пиццерий и роялти за пиццерии по франшизе).

С 2013 года Фёдор начинает искать новый источник финансирования и не получив подходящих вариантов среди венчурных фондов, принимается решение искать поддержку у частных лиц.

В февральской записи 2014 года на Силе ума https://sila-uma.ru/2014/02/24/invest_faq/ указывается, что компания намеревалась привлечь 80 млн рублей в обмен на 8% долю компании. Оценка всей компании составляла 28,7 млн $. При курсе 36 руб/$ стоимость компании = 1 млрд рублей. В обосновании оценки заявлено: "Наша оценка основана на оценке вероятности предполагаемого в будущем дохода компании".

Огонька в идею закинул один из подписчиков предпринимателя на фейсбуке - Александр Журба, заявивший о трудности привлечения сей суммы среди идеологов Додо.


Фёдор принял вызов и за 2014-2015 годы удалось привлечь 110 млн рублей (3,5 млн $), а сам Александр по условиям проигранного спора отработал смену в химкинской пиццерии.


Далее и ниже пойдёт индивидуальное мнение автора статьи, который участвовал привлечении капитала собственными средствами.

За Додо я начал следить примерно в 2013 году. Меня зацепил подход Фёдора к открытости, понравился дизайн пиццерий, манили планы развития. Когда появилось объявление о привлечении средств я без долгих размышлений и с шашкой наголо решил участвовать.

Условия привлечения средств:
1) Сумма не менее 300 тыс. рублей;
2) Основной валютой договора являются доллары США. И хотя займ привлекается в рублях, но в обязательствах участвуют доллары;
3) Инвестор мог выбрать: получить опцион на акции (право купить по заранее определённой цене) или 4% годовую доходность в долларах на срок до возврата средств.
3) Исполнение опциона устанавливалось по цене 790$.

По итогу 2014 года компания насчитывала 28 пиццерий и 428 млн рублей выручки.
По итогу 2015 году сеть насчитывала 74 пиццерии и 1 млрд рублей выручки.

Рост пиццерий за 10 лет


В 2017 году я реализовал опцион по цене 790$ за бумагу, получив акции и соотвествующий сертификат владельца:


Результаты деятельности Додо по МСФО за 2019 и 2018 годы:


В 2020 году на фоне коронавирусной напасти фундаментально сильные американские бумаги упали в 3-5 раз и торговались по P/E=2. Наверянка кто-то попросит примеры компаний, поэтому Unum Group (NYSE:UNM).

В феврале я решил продать акции Додо и написал в телеграм-группу https://t.me/dodoshares объявление о продаже. Схема документооборота за пределами отношений покупатель-продавец выглядела следующим образом:
  • Продавец должен написать в адрес регистратора бумаг Додо, находящегося на Кипре, письмо о намеревающейся продаже;
  • Продавец должен написать в адрес Фёдора Овчинникова письмо с намерениями о продаже акций и если тот откажется от первоочередного права покупки, то сделка с покупателем разрешается;
  • Покупатель должен написать в Додо резюме о себе, а те в свою очередь должны одобрить нового акционера.

После завершения переписки и получения всех одобрений подписывается договор купли-продажи и покупатель перечисляет средства на счёт продавца. Далее покупатель общается с компанией и регистратором насчёт получения акций и сертификата владельца.

Схема в некотором смысле муторная, но основной гвоздь в сделке это найти покупателя. Мне удалось заключить сделку только с третьй попытки.

Первая попытка продажи

Я продавал сначала за 3000$, потом снижался до 2500$ и 2100$. За указанные суммы большинство сетовали о дороговизне, либо просили в 2 раза меньше.



Начал вести переговоры с условным Евгением



Евгений приводит друга - некого Дмитрия и просит заключать сделку с ним. Мы договариваемся с Дмитрием, я подписываю и отправляю договор, отправляю письма на Кипр и тут от Дмитрия просьба приостановить сделку:



Параллельно я начал искать другого покупателя и нашёл, но через 2 дня пишет Дмитрий с предложением возобновления сделки:


В итоге, второй покупатель тоже отказался, а Дмитрий стал неконструктивен. Моя ошибка в том, что я не стал ждать неделю и надеяться на благосклонность покупателя.

Вторая попытка продажи

Договорились о сделке, я подписал и отправил договор, отправил письма на Кипр и тут опять двадцать пять:


Не дожидаясь у моря погодя, я прошу вернуть договор, а сам начинаю поиски нового покупателя.

Третья попытка продажи

Договорились, снова друг приводит друга и уже с этим другом удалось завершить сделку.

Вывод

От размещения первого объявления до фактического завершения сделки и получения средств ушло 2,5 месяца. За 4 с половиной года вложения увеличились на 160%. Для себя считаю инвестицию негативной, а опыт положительным.